В России в разные времена на грампластинках издавались разные хиты, но 90 лет назад отечественной грамзаписи было совсем не до песен.
После известных октябрьских событий 1917 года все частные предприятия по производству грампластинок были экспроприированы Советской властью. Владельцы большинства фирм и заводов, а также многие популярные артисты были вынуждены эмигрировать. Несмотря на Революцию, музыкальные вкусы обывателей не претерпели существенных изменений и люди продолжали слушать то, что им нравилось.
Чиновники Народного комиссариата Продовольствия (Наркомпрод РСФСР) прекрасно понимали, какое богатство попало к ним в руки. Они хотели зарабатывать на выпуске пластинок с записями городских песен, цыганских романсов, комических куплетов и танцев за счет старых матриц и оставшихся запасов сырья. Дореволюционные песни служили хорошим средством товарообмена: за хит «Маруся отравилась» или «Ухарь купец» крестьяне платили хлебом, которого не хватало городу. Вкладываться в выпуск новых, советских пластинок Наркомпрод не собирался, и это было серьезной политической ошибкой, которую большевики исправили достаточно быстро.
В 1918 году, при поддержке Ленина, граммофонная промышленность перешла в ведение «Центропечати». Все граммофонное хозяйство состояло из двух московских фабрик: «Пате» на Бахметьевской улице и «Пишущий Амур» на улице Щипок, одной «Метрополь-Рекорд» на подмосковной станции Апрелевка, и одной в Петрограде, принадлежавшей до революции Русскому акционерному обществу граммофонов. В условиях победившего социализма некогда процветающие и доходные предприятия умирали буквально на глазах. К середине 1918 года все фабрики и заводы были остановлены из-за того, что заготовленное бывшими владельцами впрок импортное сырье — шеллак, основной компонент для производства грампластинок, подошел к концу.
В 1919 году, в связи с тяжелым бумажным кризисом в стране, было решено использовать граммофон как средство массовой устной пропаганды большевистских идей и просвещения народа. Ленин с энтузиазмом принял это предложение, поскольку знал об использовании граммофонов во время предвыборных кампаний в Америке и Европе.
«Центропечать» создала у себя отдел «Советская пластинка» в редколлегию которого вошли В. И. Ленин, М. И. Калинин, А. М. Коллонтай. В начале 1919 года начались запи-
си речей наиболее видных деятелей революции. В Кремль доставили звукозаписывающее оборудование, которое было экспроприировано у компании «Метрополь-Рекорд», чья студия находилась на Гороховской улице. (Это здание до сих пор сохранилось возле театра им М.В.Гоголя. Прим. автора.) Ездить из Кремля на край Москвы было долго, неудобно, да и опасно: не все в первопрестольной разделяли большевистские взгляды.
Техника по тем временам была настолько сложной, что обслуживать ее могли только бывшие хозяева, поэтому Ивана Молля, Августа Кибарта и тонмейстера Оскара Блеше «привлекли» к сотрудничеству с «Советской пластинкой». С их помощью аппарат подняли на второй этаж знаменитого казаковского Сената, где разместился Совнарком, и установили в небольшом Митрофаньевском зале.
Когда аппарат проверили и подготовили к записи, в зал из своего кабинета спустился Ленин. Ему рассказали, на каком расстоянии от рупора нужно находиться, попросили говорить четко, не торопясь. Каждое выступление Ленина объявлял диктор-артист, находящийся в студии, поскольку не все в стране могли прочитать, что было написано на этикетке пластинки.
Ленин серьезно готовился к записи: хронометраж речи не должен был превышать 3 минут, но за это время нужно было сказать самое важное. Главное, что было в речах Ленина и его соратников – энергия и актуальность, собственно то, что сегодня выделят артистов читающих настоящий рэп.
После одного из сеансов записи Ленин сфотографировался с группой сотрудников «Центропечати». Именно тогда Август Кибарт, который в 1910 году вместе с семейством Моллей основал в Апрелевке фабрику «Метрополь-Рекорд» подошел к Ленину и по-немецки, пожаловался на нарушение договора. Согласно которому ему обещали платить жалованье в иностранной валюте, а платили «руссише папирбонен» (русские бумажные чеки). Возмущению вождя мирового пролетариата не было предела. Отозвав в сторону заведующего отделом «Советская пластинка», он сказал ему: «Если товарищ иностранец не будет в трехдневный срок удовлетворен, то вы сядете в тюрьму и будете сидеть до тех
|
пор, покуда научитесь договоры выполнять!» Ленину даже не пришло в голову, что именно он и его власть отобрали у людей их собственность – граммофонную фабрику, которую они создали своими руками и годами напряженного труда, а теперь еще и не заплатили за работу.
|
Ленин у звукозаписывающего аппарата.
|
Первоначально диски печатались не в Апрелевке, а на фабрике «Пате», но там вскоре кончился шеллак. Тогда, по решению «Центропечати» для их производства стали использовать осколки старых пластинок — так называемый скрап. Московские запасы старых дисков были почти на нуле, но неподалеку, в Апрелевке, лежали нетронутыми целые горы пластинок буржуйской музыки. Их и решили переработать в пламенные речи народных комиссаров.
Всего за период с 1919 по 1921 год было издано около 40 названий грампластинок с записями выступлений руководителей Советского государства.
Абсолютным лидером по количеству выпущенных пластинок был Ленин. Всего он начитал и записал 16 дисков, среди которых: “Что такое Советская власть?”, “Обращение к Красной Армии”, “О крестьянах-середняках”, “О погромной травле евреев”, “Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов”, “О трудовой дисциплине”, "III Коммунистический Интернационал" и др. Первые ленинские пластинки имели скромные одноцветные этикетки (См. фото этикетки ). Ввиду отсутствия бумаги их печатали на оборотках старых этикеток «Пате» и «Пишущего Амура».
Наряду с Лениным, на грампластинку был записан и опальный в последствии народный комиссар по военным и морским делам Лев Троцкий. Современники, сравнивающие ораторские способности Ленина и Троцкого, говорили: «Огонь у обоих. У Ленина речь как разгорающееся березовое полено, а у Троцкого как вспышки магния».
Также грамзапись увековечила голоса А.В. Луначарского, М.И. Калинина, Н.И. Бухарина, многих других политиков, наркомов и военачальников. К сожалению, не сохранилось документов о том, получали ли народные комиссары гонорары за свои записи, или этот делалось в рамках служебных обязанностей.
Совершенно очевидно, что на одних пропагандистских записях далеко не уедешь. Пролетариату нужно было свое, новое искусство. Названия революционных хитов тех лет говорили сами за себя: “Не плачьте над трупами”,“Нас ранние грозы подняли”, “Лишь ты, рабочий и крестьянин”, “Смычка города с деревней”, и др. Популярный тенор В.А.Сабинин, который не испытывал к большевикам особой любви, записал “Песню красных бойцов”, а известный церковный хор под управлением регента И.И.Юхова от безысходности переключился на запись похоронных маршей.
Военный коммунизм – название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918…1921 годах
во время гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием
и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были
разрушены войной. Решение о прекращении военного коммунизма и введении новой экономической политики (НЭП)
было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б).
[Википедия]
|
|
Троцкий и на фронте обходился
без микрофонов и усиления
|
Последний раз Ленин работал в студии в апреле 1921 года. В конце года отдел «Советская пластинка» был ликвидирован, а производство пластинок на Апрелевской фабрике прекратилось. В 1924 году не стало и самого вождя мирового пролетариата, но остались его пластинки, ставшие уникальными документами эпохи. Впоследствии Ленинские записи многократно переиздавались на пластинках и компакт-дисках, как в СССР, так и за рубежом.
|