label index  ▪  name index jukebox  ▪  lightbox  ▪  memberlist  ▪  help  ▪  about this site  ▪ russian

Home > . . > . . > Parlophon > Parlophon records with white labels (in Russian))

Featured  |  Last Comments  |  Search


 
 

 

ПЛАСТИНКИ «ПАРЛОФОН» С БЕЛЫМИ ЭТИКЕТКАМИ
Ю.В. Москаленко
(Очерк из книги «Александр Вертинский и грамзапись»)


     
Parlophon 79147 Parlophon 79144

В моей коллекции есть несколько пластинок с записями А.Н. Вертинского, на которых вместо заводских этикеток наклеены кружочки белой бумаги с написанными «от руки» названиями произведений. Что это за пластинки и как они попали ко мне?

В 1958 году я был призван на военную службу и вскоре получил письмо от приятеля, который, как и я, собирал записи Вертинского. Он сообщал, что в Киеве появилась запись песни «Ваши злые духи». Эта песня ранее была мне неизвестна. Через несколько дней я получил текст песни «Златокудрою весной» из репертуара Вертинского, тоже мне неизвестной.

Через три года, по окончании службы в Армии, я стал разыскивать эти пластинки, но тщетно. У моих знакомых коллекционеров, собиравших пластинки Вертинского, этих вещей не оказалось, и мне невольно пришлось смириться с мыслью, что таких пластинок певца в Киеве вообще не было, а были лишь магнитофонные записи.

Но вот однажды, придя на один из музыкальных вечеров, которые регулярно проводил на своей квартире старый опытный коллекционер Сергей Николаевич Оголевец, я вдруг обнаружил у него пластинку с песней «Златокудрою весной» в исполнении Вертинского, и попросил проиграть её. Сергей Николаевич был несколько удивлён, так как среди посетителей его вечеров я был первый, кто пожелал прослушать эту редкую пластинку.

Когда вечер окончился, и гости начали расходиться, Сергей Николаевич попросил меня задержаться. Он долго расспрашивал о моих поисках пластинок и магнитофонных записей Вертинского, интересовался, какие пластинки певца у меня уже есть, какова их сохранность и т.д. Похвастаться мне было тогда ещё нечем. Сергей Николаевич выразил уверенность, что моя увлечённость искусством Вертинского со временем будет вознаграждена приобретением новых пластинок певца. Сам он тоже поклонник Вертинского, и рад видеть в моём лице своего единомышленника.

В знак благодарности я предложил Сергею Николаевичу копию шанхайского издания книги Вертинского «Песни и стихи 1916–1937 гг.». Гостеприимный хозяин изъявил желание продолжить нашу беседу, и предложил встретиться на следующий день. Так началась наша дружба, наши тёплые отношения, которые продолжались до самого ухода Сергея Николаевича из жизни в 1984 году.

Но, вернёмся к пластинкам Вертинского. На одной из первых встреч с Оголевцом, рассматривая пластинку с песней «Златокудрою весной», я обратил внимание на необычную этикетку. Она была белая, с надписью голубыми чернилами «Дай мне». В таком виде она и досталась Сергею Николаевичу. На мой вопрос, что обозначает эта надпись, Сергей Николаевич объяснил, что бывший обладатель пластинки, очевидно, не зная правильного названия («Златокудрою весной»), сам дал ей такое название по началу фразы из этой песни «Дай мне целовать тебя всю ночь».

Для подтверждения своих слов он выложил на стол целую пачку пластинок, взял одну из них и сказал: «Вот, например, надпись: «Лиловый аббат», а на самом деле песня называется «В синем и далёком океане».

Я был настолько поражён увиденным, что только и смог произнести: «Откуда всё это у Вас?» И Сергей Николаевич поведал, что купил он их у киномеханика кинотеатра им. Ватутина1, который продал своё довольно солидное собрание пластинок А. Н. Вертинского (около 20). К сожалению, несколько пластинок имели трещины.

На вопрос, как они попали к Басину, я узнал, что пластинки с белыми этикетками привезены с Дальнего Востока, а прежде они принадлежали некоему генералу, имевшему допуск к граммофонной фабрике фирмы Parlofon. Тот генерал, будучи страстным поклонником Вертинского, не упустил возможности, чтобы на фабрике лично для него изготовили какое-то количество пластинок певца.

Таким сложным путём они оказались в коллекции Сергея Николаевича. А через несколько лет они достались мне. Я внимательно их изучил и понял – для бoльшей части этих пластинок использовались перевёрнутые на другую, чистую сторону, этикетки с названиями других граммофонных фирм. На одной из пластинок, например, явно, просматривается название Electrola. Другие этикетки, аккуратно вырезанные из белой бумаги, имели следы карандашной разметки.

Кстати, получив эти пластинки, Сергей Николаевич попросил свою дочь Валентину подписать их. И она тушью продублировала и название компании Parlofon, и название песен

Пластинка с записью песни «Златокудрою весной» (79144) имела оборот «И льётся песня» (79147). Сергей Николаевич утверждал, что это единственный экземпляр и что все существующие магнитофонные записи сделаны именно с него. В те годы я был членом киевского клуба «Филофонист». В 1980 году о нём была передача на радиостанции «Маяк», и высказанное Оголевцом мнение я повторил в эфире, надеясь на то, что откликнутся владельцы вышеупомянутых пластинок. К сожалению, никто так и не откликнулся.

Но я получил магнитофонную запись Вертинского «Всегда и везде» из серии не выпущенных в тираж. Я пытался разыскать и пластинку с этой песней, но поиск не увенчался успехом.

В 1989 году, когда Всесоюзная фирма «Мелодия» начала подготовку к выпуску юбилейного альбома А.Н. Вертинского, главный редактор Студии грамзаписи Клавдий Клавдиевич Тихонравов предложил и мне поучаствовать в этом проекте. Мы с ним часто общались, и он мне поведал, что в Москве есть еще одна пластинка «Златокудрою весной», но не с таким оборотом, как у меня.

Теперь все сошлось. На обороте, уверен, была запись песни «Всегда и везде». Когда мне последний раз звонил московский коллекционер Валерий Сафошкин, я еще не знал, что он был знаком с владельцем нескольких пластинок Вертинского с белыми этикетками. Сафошкин даже предлагал ему обмен, но тот не согласился, хотя вскоре с кем-то всё-таки обменялся.2

Встречаясь со многими коллекционерами, я не раз пытался выяснить их мнение относительно причины невыпуска этих пластинок. Сергей Николаевич Оголевец, например, высказывал предположение, что незадолго перед Вертинским эти же песни напел на пластинку Юрий Морфесси, популярнейший в те годы эстрадный певец с удивительно красивым баритоном. Это, видимо, и сыграло роковую роль: фирма решила не выпускать в тираж аналогичные записи А.Н. Вертинского.

Мне эта версия нравится, и я её охотно поддерживаю.

И, заканчивая рассказ об этой серии пластинок, выскажу свое мнение о судьбе песни «Спи, моя печальная» на стих К. Бальмонта. Я считаю, что матрица этой записи до 1945 года не сохранилась, видимо, погибла при обработке. Поэтому-то и не была тиражирована фирмой «Parlophon» ещё в 1931 году, и не была изготовлена по просьбе упомянутого выше генерала. Если бы это было не так, то запись песни «Спи, моя печальная» (79143) была бы отпрессована на одном диске вместе с «Златокудрою весной» (79144).


1 Киномеханик Е.Л. Басин имел одно из самых больших собраний магнитофонных записей, в том числе записей песен и пластинок А. Вертинского
2 Эти сведения получены от коллекционера и исследователя творчества А. Н. Вертинского Бориса Басса (Москва)


 


Hits:

3959 | Downloads: 0

Rating:

10.00 (4 votes)

Added by:

bernikov | 12.11.2020 04:23 | Last updated by:  bernikov | 09.01.2021 03:33
 
Author Comment
Boris Bass (MacFinder)
Editor
Спасибо
Спасибо большое Юрию Викторовичу, очень интересно.

Так как я там в сноске упомянут, уточню. Валерий Дмитриевич в той беседе назвал коллекционера, — Вадим. Я абсолютно уверен, что это был — Вадим Владимирович Розанов.

https://www.russian-records.com/showthread.php?board_id=2&thread_id=210
  12.11.2020 11:39
Offline User profile of Send an email message to    
Руслан Русланов (Amakus)
Expert
По поводу происхождения этих пластинок, чисто логически, я тоже приходил к тому же самому мнению. Но не все со мной согласны, как аргумент против -- ни у кого не было свободного доступа к этим матрицам, пока их не увезли в английский филиал.
Но я всё же думаю, что доступ могли получить.

Так же я наслышан о том, что "Златокудрою Весной" / "И льется песня" выходила серийно на обычном красном Парлофоне, и даже на черном польском.
Причем у Сафошкина в коллекции должен лежать один из таких дисков. Второй в 80-е годы записывал на магнитофон Валерий Белоглазов, он присылал мне эту запись, и говорит, что у него где-то хранятся снимки этикетки.

Странно, что песня "Спи моя печальная" названа "Пей моя печальная".
И по идее она должна быть оборотом "Везде и всегда за тобою".
Оцифровка последней у меня есть.
  12.11.2020 13:32
Offline User profile of Send an email message to https://vk.com/78rpm_records    
Igor Abraimov (iabraimov)
Member

Comments: 132
Join Date: 19.11.2010
Автор
Юрий, исправьте пожалуйста отчество автора. Правильно : Юрий Викторович
  12.11.2020 21:52
Offline User profile of Send an email message to    
Yuri Bernikov (bernikov)
Admin
Спасибо, наверное я спал, когда заносил информацию
  13.11.2020 02:52
Offline User profile of Send an email message to    
Yuri Bernikov (bernikov)
Admin
Руслан Русланов wrote:
Странно, что песня "Спи моя печальная" названа "Пей моя печальная".

Всё прояснилось - просто при наборе вкралась ошибка. Уже исправлено.
  13.11.2020 15:47
Offline User profile of Send an email message to    
 
 

About this siteTerms of UsePrivacy StatementLinksContact UsGuestbook