Мне кажется, что номера, начинающиеся с M3-, -- это не каталожные номера компании Граммофон, а номера матриц в системе концерна EMI. Я встречал такие же на пластинках Патэ, наряду с родными номерами Патэ.
Я согласен - каталожным номером здесь безусловно является K-7667, хоть он и одинаковый для обеих сторон, что является характерным признаком "номера заказа".
Я думаю, что для того, чтобы избежать путаниницы, "номера заказов" можно использовать только в тех случаях, когда наряду с ними указаны ещё и индивидуальные односторонние каталожные номера, как это мы видим на пластинках "Пишущий Амур".
Мне представляется, что каталожные номера по типу K-7667 -- это, скорее, номера каталогов, а не пластинок, поэтому один номер может отвечать многим пластинкам. То же относится, по-моему, к номерам серии E.G. Электролы и DA/DB английского отделения компании Граммофон.
Для того, чтобы нам не гадать, привожу выдержку из статьи Алана Келли
Двухсторонние серии компании "Граммофон"
Несмотря на то, что начиная с 1906 года грампластинки с чёрными и зелёными этикетками издавались в двухстороннем виде, каждая грампластинка имела два разных номера, по номеру на каждую сторону, и эти номера из года в год печатались в каталогах. Однако, до первой мировой войны, печатные каталоги показывали только один из номеров, и другой мог быть определён только глядя на вторую сторону пластинки.
...
Около 1915 года, Главный Оффис начал издавать новые Британские записи в двухстороннем виде и одновременно поменял систему нумерации по всему миру. Предложенная система была предельно простая – каждой серии пластинок назначалась префиксная буква, начиная с A и кончая Z. Когда одиночные буквы кончились, они перешли к двухбуквенным обозначениям, начиная с AA и кончая ZZ. Затем последовали трёхбуквенные от AAA до ZZZ, четырёхбуквенные, AAAA до ZZZZ. На деле, конечно, не каждая комбинация была использована, так же как и буквы не всегда применялись последовательно. Десяти и двенадцати дюймовые пластинки были представлены разными сериями. Если пластинки печатались с матриц, пронумерованными по одной из 3-х ранних систем матричной нумерации, то в пространстве между канавками и этикеткой указывались и номер стороны и матричный номер. Если же матрица принадлежала к 4-й системе нумерации, то указывался один только матричный номер без номера стороны.
Юрий Берников: Далее привожу выдержку из таблицы с наиболее интересными для нас сериями - всего же их было около 350:
Уважаемый Алексей, это Вам большое спасибо за за замечательные пластинки, а так же за то, что подняли важный вопрос Мне самому было полезно ещё раз почитать и освежить память . Кстати, матричный номер OLA 982-1 принадлежит 4-й системе нумерации, и на самом деле начинается не с буквы "O", а с цифры "0", означающей, что пластинка имеет размер 10" дюймов. Для 12" дюймовых пластинок использовалась цифра "2" - я со временем везде поправлю.
Большое спасибо за размещение этой пластинки!
Такую этикетку вижу впервые.
Полагаю, что "Грампроизводство В.Р.К." - это первоначальный вариант названия Фабрики звукозаписи ВРК, но систему нумерации они потом не стали менять.
Или это нечто совсем иное? А номера 0103 и 0104 не имеют отношения к "мифическим" и неизвестным номерам ФЗЗ из первых двух сотен? В таком случае, стоит создать новый подраздел для нового производства.
По свидетельству ГС до этого номера были еще 101 и 102, якобы с них и началось это самое производство!
”
Роман, давайте будем честны, ГС безусловно внес свой вклад в изучение темы, но и фантазер он тоже хороший, ввиду чего все его свидетельства стоит подвергать некоторому сомнению.
По свидетельству ГС до этого номера были еще 101 и 102, якобы с них и началось это самое производство!
”
Роман, давайте будем честны, ГС безусловно внес свой вклад в изучение темы, но и фантазер он тоже хороший, ввиду чего все его свидетельства стоит подвергать некоторому сомнению.
”
Пластинка ФЗЗ 101-102 была у моего коллеги Алексеева, который ее и переписал для ГС, который включил в альбом "Неизвестный Утесов"