GRAMOPHONE RECORD RED SEAL
Russian --- Tenor
"Прости небесное созданье"
изъ оп. "Пиковая Дама"
Н. Н. Фигнеръ, Солистъ Его Имп. Велич.
ST. PETERSBURG.
22618
Арт. Имп. С.П.Б. Оперы
St.Petersburg
G.C. 22066
Если (чисто гипотетически) допустить, что Н. Н. Фигнер не был больным карликовостью кастратом, если допустить, что его голосовые связки были чем-то похожи на обычные, человеческие, его голос должен звучать примерно так, как звучит здесь, и нормальная скорость для этого диска лежит в пределах между 66 и 67 оборотов в минуту.
Громкие места я намеренно восстанавливать не стал. Надеюсь хорошее разрешение файла позволит любому желающему проделать с этой оцифровкой всё что угодно, на свой вкус.
Руслан, большое спасибо! Я не совсем в теме, но к оцифровкам Фигнера всегда испытывал недоверие. Здесь же его голос соответствует воспоминаниям современников!
Alas, transferred a semitone flat and therefore unnecessarily tired-sounding. The aria is written in F-sharp minor, and there is no good reason to assume Figner transposes here, as surrounding matrices (e.g. by Bukhtoyarov and Shevelev) all play in keys that make sense and sound natural between 70 and 74 rpm, but none as slow as 67. Also, the tessitura of the excerpt is rather low, with no troublesome top notes. I recommend 71 rpm for the present recording.
I completely disagree with you, the tonality can not be an indicator in this case. You need to focus only on articulation. I can slow down this recording even more, but I can use the equalizer to get the tone right. All these prejudices are many years old, and it is difficult to get rid of them. Difficult, but necessary.
The way the artist sings at a speed of 71 does not fit into the framework of a normal human voice.
Теперь на русском:
Выставление скорости по тональности, это самый неверный путь. И на то есть несколько причин:
1 -- Для передачи высокого тона требуется максимально извилистая канавка, чуть ли не с острыми пиками, в особенности на медленных пластинках. Естественно всё, что эту высоту звука передает, в первую очередь срезается стальной иглой при износе, что делает запись глуше, но это не значит, что её нужно ускорять, чтобы поднять высоту того, что осталось.
2 -- Передача тональности напрямую зависит от АЧХ того оборудования, на котором вы воспроизводите пластинку. К этому стоит добавить ещё и тот факт, что АЧХ самой пластинки изначально далека от идеала.
3 -- В те годы у людей дома не могло быть стробоскопов, так как не было электричества, измерить скорость вращения диска было не так уж и просто, как следствие звукозаписывающие компании предлагали выставлять скорость по тональности. Тогда это был единственный способ. Даже часы с хронометром (секундной стрелкой) были очень дорогой игрушкой. Если производитель сказал -- выставите 65 оборотов, это никому ничего бы не дало. Вот откуда ноги растут у всех этих заблуждений. Старые коллекционеры начитались подобных рекомендаций, выставили скорость для каждой отдельной пластинки по тональности, и записали в своих блокнотах, а мы с этим живём.
Я уверен в том, что тогда существовал стандарт скорости, и люди не подстраивали её для каждой отдельной пластинки. То, что коллекционеры не хотят его искать и признавать, это другой вопрос. И я так же уверен, что для Берлинеров это 65(66) оборотов.
Для пластинок компании Граммофон, да, скорость была бы равна 72 оборотам.