label index  ▪  name index jukebox  ▪  lightbox  ▪  memberlist  ▪  help  ▪  about this site  ▪ russian

Home > . . > . . > Lenmuztrust (score) > From Border to Border

Featured  |  Last Comments  |  Search


From Border to Border (От края и до края), song (Opera «And Quietly Flows the Don»)
 

 
From Border to Border (От края и до края), song (Opera «And Quietly Flows the Don»)
 
 zoom       mirror
 
 

details

on other languages: Русский

 Get code to share this record Download JPG file Download MP3 file Print label Send E-card


Base fundSoviet recordings 
ТИХИЙ ДОН
"От края и до края"
Муз. И. Дзержинского
исп. джаз-оркестр "Крам",
п/у Л. Дидерихса
пение арт. П. БОГУШЕВСКИЙ

Из собрания Ю. Бояринцева (Санкт-Петербург)
Mirror Transcription: 973 9*154*В Reverse side
Additional information: Крам - Кино рабочей молодежи
Original matrix: Lenmuztrest # 973
Label Catalog No Mx/Ctr No Take Order No Censorial No Additional information
Lenmuztrest > Lenmuztrust (score) 9-154 B 973 154 ЛРК 1675First edition??
Reverse Side 9-154 А 971 ––//–– ЛРК 1676 ––//––
Lenmuztrest > Lenmuztrust (score) 9-154 B 973 154 ЛРК 1675 Base fund
Title Name: From Border to Border
Language(s) or Ethnics: russian | Catalog category: Tenor with Jazz Orchestra | Genre (Music Category): Song
Artist(s): Petr Bogushevsky
Composer, Larger Composition Name: Ivan Dzerzhinsky: Opera «And Quietly Flows the Don»
Lyrics By: Leonid Dzerzhinsky
Accompaniment Type: "Kram" Jazz Orchestra
Bandmaster or conductor: Leonid Diederichs
Recording Place: Leningrad | Recording Date: 1937
Transfer speed:
Record size:
Additional keywords:  
Label file size: 285.9 KB | 1247x1261 px | Size of file MP3: 4.8 MB | 3:29 | 192 kbps x 44.1 kHz
Hits: 2114 | Label downloads: 14 | Audio downloads: 28
Added by: Yuru SPb | 24.02.2012 17:55 | Last updated by:  Belyaev | 25.10.2020 15:44
Rating:
 
Artistic value: 0.00 (0 votes)
Сollectable value: 0.00 (0 votes)
Label quality: 0.00 (0 votes)
Audio quality: 0.00 (0 votes)
 
Author Comment
Николай Беляев (Belyaev)
Editor

Comments: 673
Join Date: 02.02.2012
Музыкальная школа Гляссера в Детском Селе

Первая детская музыкальная школа Игнатия Альбертовича Гляссера появилась в Детском Селе в 1920 году на Павловском шоссе в доме № 6, в особняке жены действительного статского советника Марии Робертовны Ростовцевой. Эта детскосельская школа просуществовала здесь около десяти лет.

Этот дом, переживший войну и испытания вражеской оккупации, в 2013 году сильно пострадал от пожара, в 2018-м был снесен, а в настоящее время восстанавливается.

Игнатий Альбертович Гляссер еще в 1886 году открыл в Петербурге музыкальные курсы и был хорошо известен не одному поколению пианистов своей системой обучения игры на рояле, серией тренингов, так называемых трелей — самые известные из них до сих пор называются «Трели Гляссера».

Семья Гляссеров была дружна с семьей Шостаковичей, и юный Дмитрий Шостакович начинал свое обучение игре на фортепиано в 1915 году на этих курсах. В своей автобиографии он рассказывал: «Оказался у меня абсолютный слух и хорошая память. Я быстро выучил ноты, быстро запоминал и выучивал наизусть без заучивания — само запоминалось. Хорошо читал ноты. Тогда же были первые попытки сочинения. Видя, что дело пошло успешно, мать решила отдать меня в музыкальную школу И. А. Гляссера... Помню, что на одном зачетном концерте я сыграл почти половину пьес из «Детского альбома» Чайковского. В следующем (1916) году я перешел в класс И. А. Гляссера... У него в классе я играл сонаты Моцарта, Гайдна, а в следующем году и фуги Баха... В феврале 1917 года мне стало скучно заниматься у Гляссера. Тогда мать решила меня и старшую сестру показать профессору Ленинградской консерватории А. А. Розановой, у которой сама когда-то училась. Розанова взяла меня и сестру учить…, а в 1919 году, осенью... поступил в консерваторию».

В 1919 году семья Гляссера переехала в Детское Село. Сюда Игнатий Альбертович перевез из Петербурга все имущество курсов, инструменты, ноты.

Старейший гатчинский краевед Александр Митенёв разыскал сведения о школе Гляссера в петербургских архивах ЦГА, ЦГАЛИ, ЦГИА. В своем очерке «Музыка детям в Детском Селе», объясняя причины переезда Гляссера из Петербурга в Детское Село, он приводит воспоминания внучки И. А. Гляссера Марины Игнатьевны Никитиной: «…Ленин стал очищать Петербург от дворян, «гнилой интеллигенции». Некоторые уехали за границу. А значительная часть перебралась «на окраину», в Царское Село, тогда переименованное в Детское… Гляссер арендовал низ двухэтажного дома по Слуцскому шоссе, 2-б, принадлежащего Дидерихсам, владельцам известной фирмы музыкальных инструментов. Вскоре «фабрикантов» выгнали за границу, Дидерихсы оформили «дарственную» Гляссерам. Но «бессребреник» Гляссер, не дожидаясь, «когда придут», добровольно передал строение государству, оставив себе маленькую угловую квартирку на первом этаже».

Дом на Павловском ш., 6, в котором находилась музыкальная школа И. А. Гляссера
И. А. Гляссер в Царском Селе. 1911 г.
Вся остальная часть первого этажа была занята под музыкальную школу.

Отдельно следует сказать о семье Дидерихсов. Еще в 1810 году выходец из герцогства Брауншвейг Фридрих (Фёдор) Дидерихс основал первую в России фортепианную фабрику на Васильевском острове. В дальнейшем дело продолжили его сыновья — Роберт и Андрей, фабрика получила название «Братья Р. и А. Дидерихс». Впоследствии сыновья последнего Андрей и Фёдор Андреевичи унаследовали фирму. Андрей Андреевич Дидерихс вместе с женой Бертой Леонидовной и детьми (Леонидом, Андреем, Евгением) жили в доме на Павловском шоссе в летнее время.

6 апреля 1918 года фабрика была закрыта. Правда, Дидерихсы уехали не все — младшие из них, братья Леонид и Александр, которые были учениками Гляссера, остались.

Еще немаловажно отметить, что дочь Игнатия Альбертовича Мария Игнатьевна Гляссер в дореволюционное время работала в газете «Искра», а впоследствии стала секретарем В. И. Ленина по работе в Политбюро.

Выпускница 2-й Детскосельской школы (бывшей Мариинской женской гимназии) Людмила Баранова (Зегжда) в своих воспоминаниях о 1920-х годах писала: «Музыкальная жизнь Детского Села была неотъемлема от музыкальной школы И. А. Гляссера. Игнатий Альбертович — известный теоретик игры на фортепиано, прекрасный педагог, организовал в Петрограде музыкальные курсы... В школе Гляссера занимались братья Дидерихс — Леонид и Андрей. Они жили на 2-м этаже дома, где размещалась школа. Леонид был очень способный, и неизвестно, по какой дороге он пошел, если бы не смерть Гляссера.

В это время началось повальное увлечение музыкой для фокстротов. Непревзойденным виртуозом по количеству разных фокстротов был в Детском Селе Леонид Дидерихс. После окончания 1-й Детскосельской школы он поступил в консерваторию, но увлечение джазовой музыкой привело его в 1929 году в только что организованный джаз-оркестр Утесова. Леонид Утесов очень ценил талантливого пианиста и в своей книге воспоминаний уделил ему много внимания, вспомнив даже момент его безвременной кончины. Андрей Дидерихс играл в том же джазе на саксофоне долгие годы, бывал на вечерах встречи выпускников школ города Пушкина довоенных лет…

Подросло «племя младое, незнакомое», начались новые увлечения, но многие жители Детского Села скучали без классической музыки и Н. В. Зегжда организовывала камерные концерты в разных помещениях, чаще всего в школах. Под ее аккомпанемент часто пел житель Детского Села, экономист К. В. Зелинский, у которого был хороший тенор. А. С. Зегжда играл на концерте во 2-й школе «Картинки с выставки» Мусоргского.

Когда вспоминаешь то далекое и нелегкое время, то думается, что участники музыкальной жизни Детского Села явились пионерами самодеятельного музыкального искусства, получившего такой размах в послевоенное время. Энтузиазм, энергия и любовь к музыке позволяли им вести полноценную творческую жизнь в любых условиях. Бескорыстно служа искусству, они отдавали все свои силы и знания воспитанию эстетического вкуса у подрастающего поколения и объединяли вокруг себя всех любителей музыки и театра».

В 1922 году в школу И. А. Гляссера поступила Тамара Мстиславовна Тихонравова, ученица Царскосельской Мариинской женской гимназии. На общей фотографии она сидит справа от Игнатия Альбертовича. В том году ее семья переехала из Петрограда в Детское Село. Тамара с детства проявляла способности к рисованию и музыке (отец играл на скрипке). Еще девочкой она считала, что рисунки у нее получаются без специального обучения, а игре на рояле надо учиться. Игнатий Альбертович оценил редкие способности девочки, и вскоре она стала его правой рукой. Ей было поручено заниматься с младшими учениками. С большим успехом она выступала на концертах, которые организовывались в помещении музыкальной школы и в Доме культуры (бывшей Городовой Ратуше). В 1926 году она сдала экстерном экзамены за музыкальный техникум и была принята в консерваторию. После окончания консерватории работала концертмейстером в училище им. Римского-Корсакова и в консерватории.

И. А. Гляссер в окружении учеников детскосельской школы. Январь 1923 г.
И. А. Гляссер в окружении учеников детскосельской школы. Январь 1923 г.
Помимо обучения по классу фортепьяно, смычковых инструментов, у Гляссеров были классы теории музыки, гармонии, вокала. Высокий уровень подготовки учащихся позволил поменять статус школы: она стала называться музыкальным техникумом. До определенного времени финансирование осуществлялось из бюджета, но в 1923 году техникум сняли с госбюджета, и он снова был оформлен как хозрасчетная музыкальная школа.

Из воспоминаний внучки, Марины Никитиной: «Тогда же по прошению Гляссера к Советской власти его музыкальные Курсы были превращены в госбюджетную Народную консерваторию, которая имела отделения в городах Детскосельского уезда. Через некоторое время Консерватория получила статус техникума.
В 1923 году на основании решения Ленинградского отдела профобразования техникум был снят с госбюджета и переименован в Детскосельскую Музыкальную школу 1-й и 2-й ступени, относящуюся к Ленинградпрофобру. Ольга Федоровна преподавала и одновременно состояла в должности художественного секретаря. Игнатий Альбертович кроме занятий с учениками выполнял различную административную работу, переписывался с вышестоящими органами, хлопотал по различным хозяйственным делам. Музыкальная жизнь Царского Села озарилась новым светом. По воспоминаниям очевидцев, в музыкальной школе Гляссера давали оперные спектакли, концерты... Сюда приезжали отдохнуть душой поэты и музыканты, та самая “гнилая интеллигенция”, которая потянулась в Царское Село после революции».

После смерти И. А. Гляссера 7 декабря 1925 года школе присвоили его имя — Детскосельская имени И. А. Гляссера Музыкальная школа I и II ступени. Игнатий Альбертович Гляссер был похоронен на Казанском кладбище. Заведующей школой стала его жена Ольга Федоровна, которая работала в этой должности до 1929 года, когда дом перешел в жилой фонд города, а ей было приказано покинуть помещение.

Но знаменитыми «гляссеровскими трелями», которые звучали в Петербурге и Детском Селе, пользуются пианисты и поныне как тренингом для развития техники игры на фортепиано во многих музыкальных училищах и даже консерваториях.

Подготовила Елена АБАРОВА по очерку

Александра Митенёва «Музыка детям в Детском Селе»
  19.10.2020 18:57
Offline User profile of Send an email message to    
 
 

About this siteTerms of UsePrivacy StatementLinksContact UsGuestbook