указатель этикеток  ▪  указатель имён муз. автомат  ▪  избранное  ▪  участники  ▪  помощь  ▪  о сайте  ▪ english

Главная > . . > Ленинград - ЛЭФ

Лучшие экспонаты  |  Комментарии  |  Поиск


Ленинград - ЛЭФ [Просмотров: 62897]
Обсудить на форуме [11]

Ленинградская экспериментальная фабрика граммофонных пластинок (ЛЭФ)

Выпуск грампластинок фабрикой, расположенной по адресу Соляной переулок дом 9б, был начат еще в 1936 году, когда она обслуживала контору Леноблкино. В 1937 году выходят первые пластинки с надписью по краю верхней части этикетки: «экспериментальная ф-ка грампластинок «Леноблискусства».

На ранних дисках ЛЭФ представлены записи Клавдии Шульженко (первые, которые певица сделала специально для грампластинок), различных ленинградских артистов (главным образом, эстрадные), переписи с популярных московских и зарубежных пластинок, звуковых дорожек кинофильмов.

На фабрике работали инженеры В. А. Заикин, Л. Абрамович и В. Н. Товстолес, проводившие эксперименты по записи звука на диски и получению матриц еще в 1934 году. Эти фамилии указывались на этикетках пластинок с «натурными» (оригинальными, «живыми») записями и переписями со звуковых дорожек кинофильмов (для пластинок с ними обычно использовались ретушированные этикетки Леноблкино).

С 1938 года на ЛЭФе, которая перешла в подчинение управления по делам искусств при Леноблисполкоме, начинают записываться пластинки типа «дуплекс». На одной стороне гранда (а фабрика выпускала именно гранды) благодаря увеличению плотности записи, уменьшению ширины звуковой канавки и сокращения площади зеркала удавалось записать два номера по 2-3 минуты. Номера (треки) на пластинку записывались или подряд, или (что характерно для ранних дуплексов) параллельно, т. е. слушатель, ставя иглу патефона на пластинку, мог проиграть то произведение, на канавку которого он случайно попал. На «дуплексах» обычно выходили популярные записи, скопированные с московских и зарубежных пластинок. Иногда этикетки таких дисков украшала надпись «Колхозная вечеринка».

По технологии «дуплекса» нередко записывались одиночные произведения с большой длительностью звучания. В некоторых случаях на пластинке посередине фонограммы сохранялось увеличение шага записи (которое использовалось для немой дорожки между двумя треками). В ряде случаев увеличение шага записи было и у пластинок со стандартной длительностью звучания.

В 1940-1941 годах на некоторых пластинках фабрики выводная канавка нарезалась с эксцентриситетов последнего (замыкающего) витка (для надежного срабатывания автостопов воспроизводящей аппаратуры, подобный метод нарезки выводной канавки широко использовался за рубежом).

Один из наиболее интересных этапов фабрики пришелся на годы Великой Отечественной Войны и блокады. В первые годы войны ЛЭФ оставалась единственным предприятием в стране, выпускавшим грампластинки. Это были инструкции по гражданской обороне, записи Агитвзвода Ленинградского Дома Красной Армии п/у А. А. Владимирцова, джаз-оркестра театра КБФ п/у Н. Г. Минха, коллективов Волховского фронта, переписи с популярных военных дисков Апрелевского завода и т. д. Многие оригинальные записи были сделаны сначала на «американские стекла» Ленинградского радио (стеклянные круглые пластины, покрытые с обеих сторон лаком), а затем скопированы уже на пластиночные матрицы. Некоторые записи уже после войны снова будут переписаны с «американских стекол» и пущены в тираж.

В 1943-1945 году, выходят ограниченными тиражами записи Петра Лещенко, Александра Вертинского, Константина Сокольского, Юрия Морфесси. Предназначались они для партийной элиты города, возможно, часть изготавливалась для спекуляции на ленинградских рынках.
С 1944 года большими тиражами начинается выпуск переписных пластинок с зарубежной танцевальной музыкой (в основном, копированию подлежат пластинки рижской фабрики Беллаккорд-Электро). Бойко переписываются и издаются копии апрелевских дисков Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Лидии Руслановой и т. д. Некоторые записи делаются с эфира, иногда с «живых выступлений» по радио.

В конце 1940-х годов В. А. Заикин, бывший уже директором фабрики, был арестован, количество наименований записей эстрадно-танцевальной музыки резко снижается. По-прежнему копируются московские пластинки (записи В. А. Бунчикова и В. А. Нечаева, М. Н. Бернеса, В. А. Канделаки, Р. Бейбутова и других артистов). Издаются некоторые магнитные фонограммы Ленинградского радио, а также трансляционные записи из театров и концертных залов города (например, серия записей оркестра Леонида Утесова). В 1954 году ЛЭФ прекращает записывать и выпускать пластинки. Очевидно, предприятие не выдерживает конкуренции с артелью «Пластмасс».

Общее число матричных номеров сторон ЛЭФовских пластинок составляет примерно 12 тысяч.

Фабрика использовала три различные нумерации. Первая была введена в 1937 году, закончилась предположительно с прорывом блокады Ленинграда в 1943 году. Матричные номера от 1 до примерно 3400.

Вторая нумерация была начата ориентировочно в 1943 году и использовалась вплоть до 1954 года. Матричные номера четырехзначные от 0001 до примерно 7200.

Третья нумерация предназначалась для переписных пластинок певцов-эмигрантов (Лещенко, Вертинского, Морфесси и т. д.), выпускавшихся нелегально. Начата она была, ориентировочно, в 1944-1945 году и просуществовала несколько лет. Матричные номера трехзначные от 001 до примерно 200.

На ранних дисках ЛЭФ (примерно до номера 100) матричные номера гравировались вручную. После их стали выштамповывать. Кроме матричных номеров у дисков 1937-1938 года гравировался или печатался год издания, у ранних записей еще и номер разрешения на запись. С 1938 года номер разрешения указывался только на этикетке (буквами ЛК, Л, с 1940 года – ЛОРК, с 1950 встречается ГРК). Оригинальные записи 50-х годов отмечены буквой М с пятизначным номером (вероятно, общая нумерация ленинградских матриц, номера с буквой М указывались на дисках артели «Пластмасс» и Красносельского завода). На зеркалах записей, скопированных с московских пластинок, в 50-е годы указывается матричный номер оригинала.

Несмотря на достаточно большое количество матричных номеров, количество наименований записей ЛЭФ в десятки, если не сотни меньше. Объясняется это тем, что практически все пластинки, шедшие в тираж, имели несколько матричных номеров, часто шедших один за другим. Возможно, матрицы были крайне недолговечны, поэтому их быстро обновляли. Другая версия: каждому новому тиражу присваивался свой номер, а матрицы оставались прежними и заменялись только после полной амортизации.

Примерная датировка матриц приведена в таблице 1. Она основывается, в основном, на привязке переписных пластинок к датам записи оригиналов. При датировке конкретных пластинок с номерами 1000-3400 могут быть трудности, т. к. номер может относится как к первой, так и ко 2-ой нумерации.

В 1944-1948 году ЛЭФ издала несколько записей с матриц ленинградской фабрики граммофонных пластинок Ленмузтреста и Грампласттреста.

Все этикетки тиражных пластинок выполнены на фотобумаге. Большинство этикеток черного цвета с белыми буквами. Часть довоенных и послевоенных этикеток, почти все блокадные – белого цвета с черными буквами. Реже встречаются цветные этикетки. Диаметр этикеток ранних пластинок и некоторых дисков 1944 года составляет 75 мм. Этикетки остальных пластинок имеют диаметр примерно 56-58 мм.

Этикетки пластинок, не предназначенные для массового тиражирования, изготавливались из оберточной бумаги или фольги. Заполнялись от руки, к фольговым могла быть приклеена бирка с напечатанными данными.
Некоторые пластинки фабрики имеют изначальные дефекты. Один из них касается переписных дисков 1944-1945 года. При копировании диск-оригинал к моменту звучания записи на нем не успевал разогнаться до нужной скорости. Соответственно начало переписного диска будет завывающим. В блокаду некоторые московские пластинки, которые привозились в осажденный Ленинград по воздуху, имели трещины и даже сколы. На диске 0118 «Партизанская тихая» в записи Леонида Утесова и его оркестра в начале слышны перескакивания иглы.

Многие диски 1949-1951 года изданы с амортизированных матриц.

Таблица 1. Датировка матриц ЛЭФ

Матричные номера по нумерацииГод
123 
1 – 1010…?  1937
?...1021 – ?  1938
?...1650 – ?  1939
?...2356 – 2711…?  1940
?...?  1941
?...?  1942
?..3356..?0001 – ? 1943
 ?...0200 – ?1(?) – ?1944
 ?..0914 – 0972…?? – ?1945
 ? – ??.. – 145...?1946
 ?...1439 – ? 1947
 ? – ? 1948
 ?...2861 – ? 1949
 ?..3548 – ? 1950
 ? – ? 1951
 ? – ? 1952
 ? – ? 1953
 ?...7140 – ? 1954

Несмотря на множество недостатков ЛЭФовских пластинок, большинство из них представляют огромную художественную ценность. Они доносят до слушателя через десятилетия голоса артистов и произведения, которые нигде больше не сохранились, т. к. по ряду причин не были записаны. На ЛЭФе можно было записать песню практически любого хронометража без разбиения ее на две части или сокращения, ленинградская цензура была более лояльная.

Некоторые пластинки сохранились практически в нескольких экземплярах из-за малых тиражей. Поэтому долг каждого коллекционера сохранять эти хрупкие частицы истории с маленькой этикеткой посередине.

Юрий Бояринцев
ЛЭФ (1-я нумерация) (362)
Первая нумерации ЛЭФ была начата в 1937 году и оборвалась в 1943 году приблизительно на 3400-х номерах.
ЛЭФ (2-я нумерация) (901)
Вторая нумерации ЛЭФ использовалась с 1943 до конца деятельности фирмы: конца 1953 - начала 1954 года.
ЛЭФ (3-я нумерация) (76)
Третья нумерация ЛЭФ существовала примерно с 1945 до 1947 гг (трехзначные номера)
ЛЭФ (5-я нумерация) (10)
ЛЭФ Прочие (49)
 
Конверты (5)
Экспериментальная фабрика грампластинок. (Belyaev)
Экспериментальная фабрика ... (Belyaev)

 

Экспериментальная фабрика грампластинок (Andy60)
Экспериментальная фабрика ... (Andy60)

 

Экспериментальная фабрика грампластинок. (Belyaev)
Экспериментальная фабрика ... (Belyaev)

 

Коробка из-под комплекта пластинок к юбилею Революции - 1947г (Zonofon)
Коробка из-под комплекта ... (Zonofon)

 

ЛЭФ (archive_2)
ЛЭФ (archive_2)

 

 
 
Фильтр: 

О сайтеУсловия использованияКонфиденциальностьСсылкиПишите намГостевая